1. Стратегические задачи страны и стратегическая роль «Деловой России»
Несмотря на широкое признание необходимости модернизации экономики и перехода к новой –несырьевой, инновационной – модели экономического роста, существует значительная неопределенность относительно конкретных характеристик этой будущей модели. Как должна выглядеть эта модель, какая экономическая политика необходима для реализации ее приоритетов, и какой вклад в их достижение может внести российский бизнес? Ответы на эти вопросы имеют принципиальное значение. И если «Деловая Россия» сумеет предложить стране и государственной власти эти ответы, сумеет возглавить движение отечественного бизнеса по инновационному пути модернизационного развития, наш успех как организации будет предопределен.
2. Почему именно Деловая Россия должна взять на себя решение этой задачи?
В России фактически сложилось две экономики: в одной – преимущественно прямая государственная поддержка, доступное финансирование, мягкие бюджетные ограничения, доступность ресурсов; в другой – преимущественно избыточное внимание фискальных и контролирующих органов, серьезные ресурсные ограничения развития и практически не доступное финансирование. В первой – высокая рентабельность, возможности развития и, как правило, сырьевая индустрия, во второй – низкая рентабельность, борьба за выживание и не сырьевая промышленность.
В наших рядах нет компаний первой группы. Несмотря на это, именно наши компании обладают лучшими показателями производительности труда и произведенной на рабочее место добавленной стоимости, они предъявляют спрос на креативных и квалифицированных сотрудников, они потенциально способны развиваться наиболее динамично и решать проблему занятости путем создания новых рабочих мест, а не путем консервации технологической отсталости.
Можно прямо сказать, что мы объединяем компании, успех которых зависит, прежде всего, от их собственных усилий, направленных на производство конкурентоспособной продукции, разработку новых товаров и услуг, внедрение новых технологий и освоение новых рынков, то есть мы объединяем компании, обладающие выраженной способностью к инновациям и модернизации.
Компании такого рода составляют становой хребет развитых зарубежных экономик, а в условиях мирового кризиса и за рубежом, и у нас в России показывают наибольшую жизнеспособность. Именно им нужна не прямая государственная поддержка, а благоприятная деловая среда и современная промышленная политика.
Вырабатывая контуры новой модели будущего экономического развития, важно не повторить прошлых ошибок 90-х годов, когда результатом отсутствия промышленной политики стала деиндустриализация и деградация общей структуры экономики. Этот путь ведет в тупик, что столь ясно высветил последний кризис.
Стране необходим уход от сырьевой зависимости – структурная модернизация.
Фактически «Деловая Россия» призвана представлять ту часть общества, энергия и творческий потенциал которой является самым естественным драйвером модернизации – и одним из ключевых факторов ее успешности. Традиционно Деловая Россия считается объединением среднего бизнеса. Формально законодатель определил среднюю компанию по критерию выручки и численности персонала. Но «Деловая Россия» самим фактом своего существования может дать другое определение. Фактически, несколько тысяч предприятий находящихся за пределами списка 400 крупнейших по рейтингу журнала «Эксперт» с выручкой в диапазоне от 30 до 400 млн. долларов США можно считать «средними» компаниями, согласно официальному определению, по следующим признакам:
- Эти бизнесы управляются как независимые компании в условиях жесткой рыночной конкуренции;
- Такие компании, как правило, не имеют льготных источников финансирования, связанных с государством и принадлежащими ему банками, и не входят в число гарантированных подрядчиков государства. Ввиду этого они часто также не имеют доступа к рынкам капитала. Тем самым они, в отличие от крупнейших компаний сырьевого сектора, сталкиваются с жесткими ограничениями инвестиционного развития;
- Такие компании в большинстве случаев являются объектами наиболее пристального внимания со стороны фискальных и других контролирующих органов, не обладая при этом существенным административным ресурсом для «защиты бизнеса» и не будучи интегрированными в государственные программы или проекты.
Даже предприятия, формально относимые к «крупным», вместе с формально «средними» должны рассматриваться в российской экономике как новая единая категория «СРЕДНЕГО БИЗНЕСА». Несколько месяцев назад мы в аппарате «Деловой России» начали исследование этих в действительности «средних» по нашему мнению компаний. По предварительным прикидкам они дают стране 39% всего оборота продукции и 50% занятости населения. Это примерно треть экономики всей страны и задача нашей организации – сделать голос этих компаний нашим голосом.
Естественная и важнейшая задача «Деловой России» – помогать членам организации стать лидерами инновационного сектора, а самой организации стать центром формирования и кристаллизации национальной элиты несырьевого бизнеса, способной к проведению модернизации в интересах устойчивого и долгосрочного развития нашей страны. В целом можно сказать, что именно мы нужны модернизации, а модернизация – нужна именно нам. Фактически, в тот момент когда, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев объявил курс на модернизацию, востребованность «Деловой России» стала максимальной из возможных.
3. Что нужно для экономического развития и успешной модернизации страны?
В дискуссиях последних лет высказывались разные предложения о том, что именно необходимо для успешного экономического развития страны. Сегодня бизнес-сообществу необходимо сформировать свое собственное видение успешной модернизации и перехода к новой несырьевой модели развития российской экономики. Учитывая главные социально-экономические вызовы страны, а именно: сырьевую направленность экономики и низкий уровень конкурентоспособности отечественной промышленности, сложную демографическую ситуацию и невысокий уровень доходов работающего населения – узловым источником экономического развития российской экономики на последующие 2–3 десятилетия является повышение производительности труда на основе внедрения передовых технологий.
Это означает, что стране нужна такая модернизация, прямым следствием которой станет реформирование существующих и создание новых рабочих мест, соответствующих мировым стандартам производительности труда. В такой постановке вопроса модернизация самым естественным образом обеспечивает совпадение коренных интересов власти, населения, бизнеса, а у самого процесса модернизации возникает ясный критерий оценки эффективности (больше возникло высокопроизводительных рабочих мест – эффективнее и действеннее модернизация). При этом опыт других стран показывает, что новые рабочие места необходимо создавать в опережающем режиме, так как модернизация устаревших предприятий всегда приводит к высвобождению избыточных трудовых ресурсов, что может привести к социальным последствиям, то есть отсутствие новых рабочих мест является непреодолимым препятствием для проведения модернизации. Наша страна отличается от других развивающихся рынков тем, что, несмотря на бурный экономический рост, даже в «тучные» годы мы, практически, не создавали новые рабочие места. Тем более, мы никогда на государственном уровне не ставили такую задачу. В России есть регионы, в которых за последние двадцать лет не было построено ни одного нового предприятия. Что же мешает созданию новых рабочих мест?
- Создание новых рабочих мест никогда не являлось политическим приоритетом власти. Представьте себе ситуацию, когда Губернатора снимут за то, что он не создает новые качественные рабочие места. Значит, мы должны пытаться убедить главу государства поставить такую задачу перед Губернаторами. А пока перед ними стоит задача сохранения рабочих мест любой ценой, об эффективности можно забыть.
- Создание новых, тем более производительных, рабочих мест невозможно в регионах, в которых отсутствуют благоприятные условия для ведения бизнеса и инвестиций.
- Создание благоприятных условий для ведения бизнеса и инвестиций.
- Стимулирование и поддержка процессов модернизации на существующих предприятиях.
- Доступ к квалифицированным кадрам
- Доступ к инфраструктуре, включая участки земли, энергетику, связь, транспорт, коммунальные сети
- Доступ к финансированию
- Снижение административного давления на бизнес, устранение барьеров, обеспечение защиты прав собственности, снижение уровня коррупции
- Обеспечение справедливых условий конкуренции. Мы должны не столько защищаться, сколько быть готовыми побеждать в конкурентной борьбе.
- Очевидно, что в значительной степени решение данных проблем находится в руках государства, однако, без реального взаимодействия с бизнесом их эффективное решение невозможно. Поэтому нашим приоритетом должно стать углубленное, системное и институциализированное взаимодействия бизнеса и государственной власти.
4. Подходы и методы работы «Деловой России».
К власти есть смысл приходить не с лозунгами, а с цифрами, из которых будет ясно видно две вещи: что произойдет с экономикой, если нас окончательно задавить, и что произойдет, если нас поддержать и поддержать не вообще, а конкретными мерами. Причем напротив каждой строчки с требованиями должна стоять полученная в итоге государственная выгода. Кэш, если хотите. Это – серьезнейшая аналитическая работа. Это – кропотливейшая работа в области GR, постоянные деловые переговоры с властью и очень тесные рабочие контакты со всеми министерствами и ведомствами. Именно поэтому нам нужно восстановление и развитие конструктивных отношений с наиболее влиятельной политической силой страны – партией «Единая Россия».
Для этого необходимо подтверждение ранее достигнутых договоренностей с партией, разработка нового плана сотрудничества на среднесрочную перспективу, включение членов ДР (к примеру, руководителей и активистов комитетов) в рабочие и консультационные органы партии. Нужно расширять и активизировать работу представителей «Деловой России» в «совещательных органах при власти». Сегодня ДР представлена в более чем 60-ти подобных консультативных органах. Эффект? Он, нужно признаться, слаб. Нужно провести ревизию нашей работы в совещательных органах, там, где необходимо, предложить новые кандидатуры от ДР из числа активистов, способных работать кропотливо и постоянно. Для нас особенно важным станет участие в формировании повестки работы совещательных органов и её содержательное наполнение. Нужно проработать вопрос создания специального Рейтинга региональных властей, который бы оценивал их эффективность в деле модернизации и создания новых высокопроизводительных рабочих мест.
В целом, наши методы работы я вижу в том, чтобы засучить рукава и, не поддаваясь идеологической или политической интоксикации, детально и комплексно, в режиме постоянно действующей обратной связи, работать совместно с властью над структурной модернизацией и выходом из состояния сырьевой зависимости. Только таким путем ДР сможет не только восстановить свой статус и влияние на власть образца 2007 года, но и пойти дальше, упрочившись в качестве общественно признанного профессионального партнера власти. Мы не должны стремиться стать политической силой, но должны иметь достаточный содержательный вес, чтобы серьезно влиять на государственную политику.
5. Новый облик «Деловой России»
Таким образом, «Деловая Россия» должна стать: А) Общественно признанным партнером высочайшего профессионального уровня – лучшие идеи, лучшая аналитика, лучшие policy advice; Б) Интерактивным сообществом, т.е. в режиме реального времени власть должна получать через ДР самую лучшую обратную связь с отраслями и регионами. А сами члены должны получить возможность информативной горизонтальной связи друг с другом по интересам; В) Организацией, основанной на системе лидерства. Это означает, что каждый член организации привносит посильный вклад в её активность. Если в нашей ментальности не произойдет переворот и мы вместо вопроса «Что я могу взять от ДР?» не перейдем к вопросу «Что ДР может мне дать в качестве поддержки моих инициатив?», то организация будет «бумажным тигром»; Г) Организацией, адаптивной к реальным нуждам наших членов. ДР должна произвести «инвентаризацию» проблем и потребностей своих членов, выявить группы интересов по отраслям и регионам и предоставить им возможности продвижения своих интересов. Не менее важная задача – создать систему продвижения региональных инициатив на федеральный уровень, а также защита наших членов от неправомерных действий представителей власти; Д) Организацией, предоставляющей нашим членам профессиональные сервисы высокого уровня;
Е) Организацией, основанной на широком представительстве.
В случае, если каждый наш активист в каждом своем проекте будет представляться членом ДР, нас будет видно и слышно, мы будем не только широко представлены в информационном пространстве, но и самое главное, мы будем восприниматься как реальная и дееспособная сила. В целом, целенаправленная, организованная и результативная деятельность, налаживание эффективных связей внутри организации, построение конструктивных отношений с государственной властью и обществом сделают нас значимыми. Учитывая ту роль, которую мы должны играть в экономическом развитии страны, наше развитие предопределено. Если не мы, то кто? Сегодня нам необходимы новый облик, новое понимание наших коллективных целей и задач, новый образ действий, новая энергия и новая вера в наш будущий успех.