Яна Астафурова, Егор Чурин, Алексей Богданосвкий эксперты ПК РО «Деловая Россия», определили основные цели встречи: оценка основных факторов, влияющих на устойчивость и развитие бизнеса в период неопределенности и угроз, определение эффективных антикризисных инструментов для выхода из данной кризисной ситуации с минимальными потерями для компаний.
В последние два года многие антикризисные процессы уже выработаны российским бизнесом благодаря пандемии и компании научились действовать в стрессовых ситуациях.
Вместе с тем нынешняя ситуация уникальна и весь бизнес находится на этапе перестройки многих процессов.
Глобальные риски для бизнеса в России:
- «иссечение» из мировой экономики
- финансовые ограничения
- логистические трудности
- сырье (импортозамещения)
- диффициты продукции
На комитете были сформулированы основные антикризисные действия:
- Провести финансово управленческий аудит, с целью определения текущего состояния компании, для построения дальнейших стратегических планов компании (антикризисных или направленных на рост и масштабирование компании), разделить затраты на: обязательные, зависящие от объемов, от которых можно отказаться.
- Определить минимальную жизнеспособную модель бизнеса: описав основные процессы / продукты / поставщиков, а так же группы клиентов и их уязвимость (аудит и оптимизация процесного KPI).
- Провести анализ ключевых рисков и смоделировать их влияние на оборотный капитал и ликвидность. Определить готовность компании к дальнейшему ухудшению ситуации.
- Контроль: дебиторка, льготы, гос поддержка, кредиты.
- Альтернативные поставщики (must have).
- Создать оперативный центр (из самых квалифицированных работников): сбор информации из вне, быстрые стратегические решения на основе информации (из одних источников), с учетом долгосрочных перспектив, оперативное решение повседневных проблем.
- Определить промежуточные контрольные точки для критически важных бизнес - функций: закуп, персонал, логистика, it и тд.
- Зафиксировать перечень ключевого персонала, и то какую поддержку он получит (следите за выгоранием, моральным духом и энергией).
- Диверсификация - поиск дополнительной выручки на действующих рынках.
Какие инструменты приведут к росту продаж?
- Автоматизация процессов, которая приведёт к прозрачности и увеличению конверсии от сделок + повысит производственный KPI
- Синхронизация маркетинга и продаж
- База - сбор / отцифровка / персонализация
- Персонал с определёнными личностными и профессиональными компетенциями, мотивация, направленная на увеличение показателей
- Новые услуги, новые продукты
- Поглощения
Нужно ли сейчас масштабировать бизнес?
Да, если бизнес находится в стадии роста и нет проблем с ресурсами (больше внимания рискам).
Нет, если произошло падение продаж и основная зада сохранить бизнес (сконцентрироваться на: продукте/ команде/ клиенте).
Оперативные действия в сфере финансов в условиях неопределенности?
· Определить стратегию: выживание или развитие
· Анализ данных 1 квартала, выстраивание прогноза на три / шесть месяцев
· Разделить затраты на:
1. Обязательные (аренда, кредитные обязательства, зарплата сотрудников)
2. Затраты на объемы производства (реклама, маркетинг)
3. Затраты от которых можно отказаться
· Контроль: дебиторка, льготы, гос поддержка, кредиты