В рамках рубрики «Интервью с делороссом» беседуем с генеральным директором АНО ДПО «ЦПК «Становление» Верой Селяниновой.
– Вера Александровна, мой первый вопрос: расскажите о вашем центре «Становление».
– Своевременный вопрос, потому что в этом году нашему центру повышения квалификации 10 лет. Десять лет назад мы его открыли, создали и, в общем-то, выбрали для себя довольно-таки сложную миссию. Я считаю, что она серьезная и в то же время амбициозная: для себя мы ее сформулировали как возрождение промышленности России, формирование машиностроителей нового поколения. Это на самом деле сложно, затратно. Я давно работаю в образовании, я в принципе знаю себестоимость каждой программы, каждой профессии, но потому как промышленность, я считаю, это вообще основополагающее в экономике, в политике, и в развитии любого государства – такую миссию мы выбрали.
– То есть, вы занимаетесь и подготовкой, и переподготовкой персонала для промышленных предприятий?
– Да, у нас идет подготовка, переподготовка, повышение квалификации, выстраивание траектории личностного и профессионального развития. Вообще, название «Становление» и предполагает отталкивание от уже имеющихся навыков и продвижение дальше. То есть это продвижение и становление и человека, и предприятия, и личности, и профессионала – очень глубокий смысл мы вложили в своё название.
– Тогда, исходя из этого, следующий вопрос – как обучение влияет на производство?
– Оно не может не влиять, если это качественное обучение. Посмотрите, как быстро меняется мир, быстро меняются технологии. Во-первых, появляется новое оборудование, инструменты, технологии, и все мы говорим о повышении производительности труда, и автоматизации, цифровизации производства. Сегодня очень часто у руководителей есть программа, которая позволяет им посмотреть, как работает их оборудование.
Плюс, само оборудование слишком дорогое. Где же вы найдете сегодня станок дешевле 5-6 миллионов? Есть цена и в сотни миллионов – на таком оборудовании должны работать люди с особенными компетенциями.
Поэтому обучение – переход на новый уровень, переход на то, как ты используешь это оборудование, каким инструментом ты пользуешься, какие программы пишешь.
Я вообще считаю, что весь процесс автоматизации должен служить на благо человека. Процесс автоматизации должен делать тот труд – тяжелый, нудный, монотонный, чтобы человеку было интересно работать, он должен работать в комфортных условиях. А станки с числовым программным управлением, они как раз требуют другого подхода к организации производства. То есть создаются другие санитарно-гигиенические условия. Потому что, если у вас повышенная влажность в цехе – станок не будет работать, если у вас не соблюдается ровность пола – станок будет тоже выдавать ошибки. То есть станок стал требовать то, чтобы были созданы условия для человека. Ну и от человека требуется, чтобы он умел программировать, умел эксплуатировать, обслуживать это оборудование. То есть такой очень приятный процесс, и он зависит друг от друга: оборудование требует компетенции от человека, а человек хочет, чтобы оборудование сделало его жизнь более интересной и не такой сложной. Конечно же, и зарплата другая, и навыки другие, и отношение семьи к тому, чем занимается ваш муж, отец – совершенно другое отношение. Это не грязный труд – это интеллектуальный труд.
– А какие вы сейчас предлагаете программы обучения?
– Конечно, мы анализируем рынок. В наших центрах, а у нас сегодня их три, одна площадка в Перми, где шесть станков с ЧПУ. Площадка в Москве, прямо на ВДНХ, где стоит три станка с ЧПУ и площадка в Санкт-Петербурге, где тоже стоит три станка с ЧПУ. У нас все стойки мировых лидеров Fanuc, Sinumerik, Mitsubishi, Heidenhain, Haas, «Балт-Систем». Мы смотрим, что нужно предприятиям – тому и обучаем. Мало того, по всем стойкам у нас есть программы не только программирования и эксплуатации, наладки этих станков, но еще и обслуживание, и сервис. Вот на эти программы сейчас большой спрос. Мы ещё и сертифицированы ото всех производителей, но в силу международной ситуации многие производители из страны уходят. Они уезжают из страны, к сожалению, за собой увозят многие кадры, но мы остаемся, мы работаем, у нас это оборудование есть, программы есть, по каждой программе расписана своя рабочая тетрадь и учебное пособие. Работаем и с иностранцами. У нас активно учится Казахстан, Беларусь, в этом году был первый опыт обучения Монголии. Вообще интересная география: у нас же учатся от Калининграда до Сахалина.
– Я знаю, что помимо обучения, вы еще занимаетесь социальной работой.
– Если обратиться к нашей миссии – там не только возрождение промышленности России, но ещё и формирование машиностроительного поколения. С 2013 года мы ведем социальные проекты. Это и «Город – это мы» – для подростков. В этом году мы выиграли четвертый президентский грант. Это проект цифрового искусства, но с приложением к технологиям. Будем оживлять картины, рисовать. У нас есть интересный семейный проект. В рамках проекта мы обучаем бесконфликтному общению. В прошлом году было два проекта, «Отец и сын» и «Выходные вместе», а в этом году мы взяли тему шире.
Только что завершили проект «Умный дом своими руками», это использование элементов умного дома в своем быту. Кто-то делал комнату релаксации, кто-то такие надписи как – «с днем рождения» или «приятного отдыха» или «спокойной ночи», кто-то сделал автополив. То есть проекты самые разнообразные, мы всегда пытаемся сделать большое заключительное мероприятие, где мы видим, как меняются участники проекта, чему мы их научили. А ещё у нас всё практико-ориентированное.
– Скажите, пожалуйста, как можно попасть в эти проекты?
– Когда мы подпишем договоры на проекты, мы объявим набор. У нас есть группа ВКонтакте для взрослых, там у нас около десяти тысяч подписчиков, и есть группа для детей – мы там разместим эти объявления. Во-вторых, мы разместим объявления в школах. Будет обязательно объявление на сайте.
– Это только для жителей Перми и Пермского края или это может любой желающий из нашей страны принять участие?
– Пока детские проекты только для Перми и Пермского края. В Москве и в Санкт-Петербурге мы также планируем развивать детское направление, потому что это интересно, это наше будущее.
– Вы сказали, что миссия центра «Становление» – это возрождение промышленности, а как-то государство вам сейчас помогает, или вам требуется какая-то поддержка от государства?
– В период пандемии мы с большим трудом, поменяв ОКВЭД, получили беспроцентный кредит. Почему-то к частному образованию в обществе еще предвзятое отношение. Я вообще считаю, что опыт частного образования нужно использовать как экспериментальную площадку. Если мы открыли свое направление, и к нам люди приходят и платят деньги – значит что-то их привлекает. У нас ведь нет такого понятия, что должно быть субсидирование только государственного образования. Если бы у нас были определенные компенсации на методическую литературу, на медосмотры, на охрану, на проведение проверок, на аренду – тогда бы стоимость услуги нашей была бы ниже.
– Где можно найти ваши контакты? Где можно познакомиться с вашими курсами?
– Вся информация размещена на сайте Становление. Даже если вы наберете «Становление Пермь» – наш центр уже появится в поисковой выдаче. Можно звонить по телефону 215-18-01. Информация вся открыта: темы, программы, продолжительность этих программ, цены. Физические лица у нас получают скидку 30%.
Беседовала Эллина Смольникова.