— Максим, за последние десять лет мировой оборот креативной продукции вырос более чем в два раза. Как вы это объясняете?
— Мы вступили в эпоху постиндустриальной экономики: объем производства товаров сокращается, оптимизируется, мы уходим в экономику услуг. В России это не так очевидно, но если вы посмотрите на Европу или Америку, то увидите, что сейчас у них больше экономики услуг, чем производства товаров. Данные пропорции продолжают меняться с каждым днем. Вполне логично, что для обеспечения технологического прогресса необходимы решения. Это деятели, которые данные решения создают: изобретатели, новаторы — те, кто являются лидерами мультитехнологического прогресса. Давайте посмотрим на топ компаний из списка Forbes: это компании, которые не производят какой-то товар и не являются ресурсными базами вроде добычи нефти или газа — это ушло в прошлое. На первое место выходят компании, которые делают что-то инновационное либо оказывают какие-то услуги.
Ну и в целом можно говорить, что наступила эпоха, в которой основным ресурсом стала информация, знания, контент. У людей появляется всё больше и больше свободного времени. Есть такое понятие, как гиг-экономика — это экономика свободнозанятых, или фрилансеров, и у людей есть время, чтобы заниматься любимым делом, хобби.
Не секрет, что по всему миру число рабочих мест за счёт технологического прогресса уменьшается, люди начинают искать себя в других сферах. И соответственно, на первый план выходит опять же экономика услуги, экономика развлечений, экономика культуры. У людей появляется время рисовать или просто заниматься производством контента. Блогинг сейчас — это новая экономика. Количество людей, которые зарабатывают на этом деньги, растёт в геометрической прогрессии.
— Вы упомянули, что мы немножко отстаем в этом плане от США и Европы. По вашему мнению, когда у нас будет такой же бум в креативной экономике?
— Я думаю, что этот год станет решающим. Дальше уже будет развиваться административная, законодательная база и так далее. Для ее развития уйдет около трех-пяти лет, и когда это произойдет, только тогда можно будет ждать бума.
— Максим, как определить креативную ценность продукта? Насколько это субъективный или объективный процесс?
— Вполне объективно. Ценность любого продукта — это его прибыль. Если продукт продается, если он маржинален, на него есть спрос на рынке, то у него есть какая-то ценность.
— В чем особенность монетизации креативного продукта?
— Здесь нет станков, как в промышленности, которые становятся активом компании. У нас есть материальные активы: авторские права, бренд, запатентованные изобретения. Монетизация идет в материальном активе, притом что можно оценить продукт как некую интеллектуальную собственность. Пока тема сложная, но даже в Перми есть компании, которые смогли начать с этим работать.
— У Пермского края есть потенциал в креативной экономике? Есть ли какие-то особенности, связанные с тем, что это всё-таки промышленный город?
— Сейчас эпоха уникальных инновационных продуктов, и промышленному городу необходимо в это углубляться. Инновационные продукты создают креативщики: кто создает инновации, кто придумывает креативные решения, кто придумывает решения для оптимизации процессов, кто делает качественную упаковку, чтобы вывести российский товар на новый уровень.
У меня есть несколько интересных цифр для примеров. По вкладу в креативные индустрии по регионам мы сейчас на 18-м месте с показателем в 3,5%, когда наши соседи — Тюмень — показывают данные 8,9%. То есть мы можем, как минимум, догонять Тюмень, есть куда расти. Я уже молчу про первые и вторые места, там Москва и Питер, на них сложно равняться, но с Тюменью мы с вами-то можем побороться. Если говорить по количеству самозанятых в креативной индустрии, то мы на 13-м месте, а наши соседи, Свердловская область, успешнее нас в два раза. Опять же есть куда расти!Статья для журнала «National Business» Пермь
Источник https://perm.nbnews.ru/