Вопросы взаимодействия России и стран африканского континента в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» обсуждались 27 июля на площадке второго Экономического и гуманитарного форума Россия — Африка. Дискуссия «Новые логистические маршруты Россия – Африка» открыла деловую программу форума по направлению «Экономика нового мира».
Ведущая сессии – вице-президент и руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян отметила важность обсуждаемой темы, назвав «налаживание новых логистических цепочек главной задачей нового времени». Она подчеркнула необходимость выработки консолидированной позиции и согласования с африканской стороной «дорожной карты» сотрудничества в сфере логистики.
Открыл дискуссию статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев. Он отметил, что «новые транспортные коридоры, которые сегодня создаются, становятся глобальными логистическими артериями нового века». По его словам, в текущей экономической ситуации МТК «Север-Юг» выступает в новом качестве, давая новые возможности не только для транзита грузов стран пролегания маршрута, но и открывая доступ на новые рынки. «И, безусловно, страны Африки могли бы стать и получателями, и отправителями грузов по данному транспортному коридору. Подчеркну, что мы гарантируем скорость, безопасность и конкурентные ценовые условия по доставке грузов», – сказал замминистра, выразив уверенность, что африканских партнеров заинтересует этот проект.
Продолжил тему президент Российской академии транспорта Александр Мишарин. Он представил аналитику по развитию транспортных коридоров России и Африки, указав на перспективность взаимодействия в рамках МТК «Север-Юг». «Более 95% всей внешней торговли африканского континента с другими регионами осуществляется морским транспортом, на континенте порядка 90 портов, протяженность железнодорожных путей превышает 84 тыс. км, 68% автодорожных путей покрыто асфальтом. Но при таких больших цифрах мы не имеем сегодня единой связанной транспортно-логистической сети на африканском континенте, многие страны которого остаются изолированы», – сказал Александр Мишарин. «Наше предложение о развитии взаимодействия в рамках коридора “Север-Юг”, на наш взгляд, является очень важным, Россия выступает инициатором этого проекта и приглашает африканские страны к сотрудничеству», – заключил он.
Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков отметил, что Россия рассматривает африканский континент, как одно из основных направлений для разворота своих экспортных поставок. «По нашим оценкам, в 2024 году более половины экспорта в Африку составят лесоматериалы, удобрения, металлы, – это товары, для которых крайне важно развитие логистической инфраструктуры», – сказал он, отметив, что «под африканский рынок нужны свои программы поддержки и сейчас мы адаптируем транспортно-логистические инструменты под новые рынки стран континента».
Большую работу по упрощению и, как следствие, – ускорению таможенных процедур в пунктах пропуска проводит ФТС России, сообщил исполняющий обязанности руководителя ведомства Руслан Давыдов. «Новороссийск, наш крупнейший порт на Черном море, дал прирост контейнерных перевозок в первом полугодии текущего года на 29%. Существенный вклад в это вносят страны Африки. Доля торговли с ними в прошлом году составляла 2,3% от всего товарооборота России, в этом году это уже 3.7%», – отметил он.
Спикером сессии также выступил член координационного совета «Деловой России», председатель правления ООО «Новосталь-М» Иван Демченко. Его компания является одним из крупнейших экспортеров строительной стали в Африку и работает со станами континента с 2016 года. Делоросс поделился опытом и представил ряд проблем, с которыми столкнулась его компания. Это сложности, связанные с «логистикой денег», отсутствием собственной инфраструктуры и морской транспортировкой грузов. Он сообщил, что в целях решения этих проблем компания в прошлом году запустила большую программу создания складской инфраструктуры и собственного торгового флота.
Итог дискуссии подвел помощник Президента России, секретарь Госсовета РФ Игорь Левитин. Он убежден, что ключевую роль в развитии транспортной инфраструктуры должно играть государство, а не бизнес. Задача государства – обеспечить поддержку крупных судоходных компаний, а также определить приоритеты сырьевой базы для импорта из стран континента. «Африка неоднородна, в каждой стране – свои законы, правила, и вот здесь бизнес может поделиться опытом, дать ориентиры, подсказать, как правильно работать. Государству и бизнесу надо понимать и проводить единую политику в Африке», – резюмировал он.
Результатом обсуждения стало принятие совместного заявления о развитии международных транспортных коридоров и создании новых транспортных маршрутов в интересах развития экономического потенциала стран Африки и России. Документ участникам дискуссии представила Нонна Каграманян, отметив, что заявление открыто для присоединения государств и международных организаций.