На площадке газеты «Коммерсантъ-Прикамье» состоялся круглый стол на тему подготовки кадров для региональной промышленности. По словам представителей образования, при подготовке рабочих и инженеров делается акцент на формирование практических навыков и работе на предприятиях. Представители предприятий заявили, что готовы работать с вузами и сузами и помогать им, но при этом промышленники отмечают, что не всегда удается договориться о количестве обучаемых, необходимых предприятию, а часть выпускников, отучившись в Пермском крае, уезжает в другие регионы за более высокой зарплатой.
«Нас долго приучали к тому, что образование – это не услуга. Сейчас оказалось, что это не так», – начала обсуждение модератор круглого стола, гендиректор центра повышения квалификации «Становление» Вера Селянинова. По ее мнению, образование – это проводник «для становления человека, его роста, удовлетворения его профессиональных и материальных потребностей». «Хотелось бы, чтобы мы поразмышляли и пришли к новым планам и возможностям подготовки кадров для предприятий», – предложила модератор.
Министр образования Пермского края Раиса Кассина сообщила, что сейчас учреждения среднего профессионального образования готовят около 15,5 тыс. человек по профессиям и более 60 тыс. – по специальностям. При этом министр образования считает, что потенциальные работодатели должны активнее участвовать в подготовке кадров.
Она добавила, что министерство планирует продолжить развитие практико-ориентированного, дуального образования, когда студенты получают теоретические знания в техникумах, а практические навыки оттачивают на предприятиях. Еще одно направление работы ведомства – заключение договоров на целевое обучение на старших курсах.
Ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Анатолий Ташкинов рассказал о подготовке кадров с высшим образованием для промышленных предприятий и IT-компаний. По словам ректора, университет осуществляет подготовку по 270 программам. Однако на практику приходится только около 10% обучения, а «90% – занятия в аудиториях и лабораториях». При этом Анатолий Ташкинов считает обучение в ПНИПУ практико-ориентированным. «В отличие от других образовательных учреждений, у нас сильно развит сегмент исследований и разработок по заказу предприятий. В прошлом году бюджет на эти цели составил более 1 млрд руб.», – отметил ректор. По словам А. Ташкинова, высшее техническое образование является востребованным. Ежегодно план приема в ПНИПУ увеличивается на 150–225 человек. «В основном это IT-отрасль», – уточнил ректор.
Поделились своим опытом работы Директор КГАПОУ «Авиатехникум» А.Д Дическул, поделившись организацией дуального обучения и обозначив проблему трудоустройства на предприятия, директор учебного центра «Пермь-нефть» и Западно-Уральского горного техникума Алексей Теленков, Игорь Плотников, заместитель ген. Директора по управлению персоналом ООО «Лукойл-Пермь», он рассказал о цифровых исследованиях месторождений и о том, какие компетенции требуются от студентов сегодня. Директор технопарка Morion Digital Оскар Ягофаров познакомил об опыте поиска стартапов, привлечении их для применения своих возможностей в Технопарке и о тех условиях, что для них создаются.
По итогам круглого стола Вера Селянинова предложила укреплять сотрудничество между предприятиями и учебными заведениями. «Мы не должны быть безразличны к тому, что нас ждет в будущем: кто будет работать в различных отраслях. Фундамент для этого как раз закладывает образование, и мы сопричастны к этому процессу. Думаю, следует продолжать взаимодействие в этой отрасли, в том числе с участием частных компаний, проектов в сфере государственно-частного партнерства», – резюмировала модератор.